Избыток самосознания
itzik_roytman
Избыток самосознания

Вся "торат-а-мудаут" (теория сознания) рава построена на простой идее, что чем больше человек "занят сам собой" - тем меньше он способен продвинуться в служении Вс-вышнему. Более того, в этом постоянном занятии "самим собой" рав видит основной грех "древа познания".

До греха человек был, как на иврите говорят, "зорем" - лишен каких-либо комплексов. Избыток самосознания не отягощал его совершенно. Он ходил голым по Ган Эйден, и в таком же виде ходила его супруга, и они откровенно и прилюдно занимались сексом - и никого это не смущало.

Из контекста следует, что это было то, что надо. Откуда это известно? Когда Адам сьел плод "древа познания" и "устыдился собственной наготы" - Б-г спрашивает у него "кто сказал тебе что ты наг"? Кто сказал тебе что в этом есть какая то проблема? Отсюда ясно - что ходить голым по ган Эйден и заниматься сексом в открытую - это совершенно нормальная ситуация... до греха.

Причина творения: «новость», любовь, вызов.
itzik_roytman
Причина творения: «новость», любовь, вызов.

Существует несколько объяснений, почему Вс-вышний создал этот мир. В общем, есть три объяснения, для чего Вс-вышний нуждается в нашем служении. В том порядке, как это приводится там:
Первое объяснение: «говорящий попугай».
Второе объяснение — «Как (в) воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку».
Третье объяснение — ради работой бирурим.

Вера и теология
itzik_roytman
Вера и теология

Есть вера и есть теология. И это не одно и то же. Теология - это "что я думаю о Б-ге". Вера - это как я стою перед Б-гом. Я всегда говорил, что Лейбович гениален
Tags:

"И выбери жизнь"
itzik_roytman
"И выбери жизнь"

Часто используемые понятия "доброго начала" и "дурного начала" зачастую сбивают с толку. Наверное, иногда проще и лучше говорить, что у человека есть два основных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти (кажется, Фрейд говорил нечто подобное)

Сломанные сосуды
itzik_roytman
Сломанные сосуды

Вс-вышний создал этот мир, чтобы ему было кому раскрыть свое милосердие. Но как можно раскрыть любовь и милосердие к тому, кто в этом не нуждается? Ответ: собственно, никак.
Он, этот сотворенный мир, и сотворенный в нем человек, полны сознания собственной значимости и собственной ценности. И они "не нуждаются в этой гипотезе" существования некоей мифической "высшей силы"
Хотя мидраш говорит, что только что сотворенный человек призвал всех поклониться Создателю - "пойдемся поклонимся и падем ниц" - но это, так сказать, издалека. Тут нет никакого намека на интимную близость.
Что же делать? - Есть только один выход - сломать...

Побеждает тот, кто не бросает оружия...
itzik_roytman
Побеждает тот, кто не бросает оружия...

"Кто победил? - Тот, кто держит оружие в руках" (это про Суккот. Лулав в руках евреев - это символ победы).

Рабби Натан задает вопрос. Если "держит оружие в руках" - это означает лишь то, что война не еще не закончилась. И еще не известно кто победит...

Ответ, который дает рабби Натан. Речь идет о "войне Амалека". Войне с дурным началом. У этой войны нет конца. И в тот момент, когда еврей пробуждается, чтобы воевать со своим йецер, в тот момент, когда он "берет в руки оружие" - он уже победил... (Ликутей Галахот, элул)

"И с помощью цдака укрепится..."
itzik_roytman
"И с помощью цдака укрепится..."

"Увицдака тиконани" - "И с помощью цдака укрепится". Алтер Ребе обьясняет, почему недостаточно лишь "строить Сион" - что означает, служение Торы и заповедей. И требуется также заповедь цдака, и лишь тогда "с помощью цдака" укрепится здание Торы и заповедей

Обьяснение сводится к тому, что "адам эйн цадик баарец" - нет человека абсолютно праведного. И "три греха от которых не спасается ни один человек каждый день" - так или иначе, человек находится в агрессивной среде, и как бы он не старался, грязь к нему все равно прилипает, и тем самым душа его постоянно повреждается. И Если нет будет притяжения "тринадцати мер милосердия", очищающих все грехи, и исправляющих все "пгамим" - то рано или поздно "здание" Торы и заповедей, которое строит человек - обрушится, не дай Б-г.

Инкапсуляция Тишрей
itzik_roytman
Инкапсуляция Тишрей

Программистское. Есть такое понятие инкапсуляция. Что означает абстрагироваться от деталей. Ибо пока голова в деталях невозможно увидеть общую картину вещей
Алтер Ребе пишет в Ликутей Тора что тишрей называется просто "ходеш" без каких то дополнительных эпитетов. Ибо он указывает на хидуш клали, общее изменение, а не детали реализации

Тшува выше, чем Тора
itzik_roytman
Тшува выше, чем Тора

Мителер Ребе в шаарей тшува (в самом начале). Выход из состояния пищур нефеш (то есть когда человека тянет в разные стороны и он не спосоьен ни на чем сосредоточиться) это основное содержание "собирания изгнанников" и "нижней тшувы"
Дальше совершенно фантастическое оьбяснение почему тшува выше чем Тора: Тора лишь разделяет и различает между добром и злом. Но зло остается злом а нечистота нечистотой. Но тшува переворачивает зло в добро и тьму в свет

Уметь вовремя остановиться
itzik_roytman
Уметь вовремя остановиться

Сегодня прислали очень важный шиур рава - примерно 10 летней давности. Смысл такой: сорок дней мы пытались с собой что-то сделать. Что-то реально изменить в себе. "Поменять голову".
Рош АШана прошла. Йом Кипур прошел. То, что удалось исправить - удалось. То что нет - нет. Невозможно заниматься всю жизнь самоисправлением. Нужно уметь сказать себе "хватит" и продолжать с тем, что есть.

?

Log in

No account? Create an account